Если сегодня гость Калининграда прогуляется по центральным улицам, то непременно заметит кричащие плакаты о сказочных скидках на всевозможную одежду и бытовую технику, а также растяжки о том, что торговое помещение срочно и дешево продается.
И это, увы, не предновогодний аттракцион невиданной щедрости, как может показаться. Это - трагедия местного малого бизнеса, катастрофически теряющего покупателей в кризис, который не покажут по центральным каналам телевидения.
Главные причины - снижение реальных доходов населения, рост стоимости продуктов, платы за коммунальные услуги и, как следствие, распространение в народе идей осознанного потребления.
За последние три года Shopping Index в калининградских торговых центрах сократился на 18 % - 20 % и это падение намного хуже среднего показателя для такого вида торговых площадок.
Ждать роста объема продаж рынку не стоит даже в обласканной денежными вливаниями Москве. Именно такие данные приводят аналитики Watcom Group. На это исследование ссылается и газета «Коммерсантъ», цитируя генерального директора компании Finn Flare Ксению Рясову:
"С обнищанием населения происходит падение покупательной способности абсолютно во всех секторах. Мы вынуждены постоянно сокращать свою маржинальность для того, чтобы удерживать выручку и наращивать ее на каждой конкретной площадке. Вести бизнес за последние три года стало гораздо тяжелее. Не только мне, но и всем моим друзьям-конкурентам. На падающем рынке, да еще когда поднимается НДС, масштабы потерь становятся совсем глобальными.
- Мне кажется, что весь ритейл сейчас просто выживает. Мы в ожидании того, что будут массовые банкротства. Либо мы заберем долю рынка тех, кто банкротится, либо все-таки, надеяться на это глупо, но государство вернется к НДС 18 %, либо доходы населения начнут расти.
- В общем, мы чего-то ждем. Главная причина - что у людей в кошельке денег все меньше и меньше. Зарплаты особо сильно не индексируются, квартплата растет, налоги растут, цены все растут.
- Минус необходимые траты: квартплата, еда, проезд. В итоге у тебя на одежду остается тысяча рублей в месяц, и ты можешь пойти и потратить ее по своему усмотрению".
Есть еще одна причина падения посещаемости в торговых центрах столицы Янтарного края России - покупатель активно защищает свои крошечные доходы и за всем необходимым перемещается в онлайн, где нет пока неоправданных ничем издержек, и, соответственно, наблюдается активный рост продаж.
Но туда уже упорно лезет со своим запретительным уставом государство, исповедующее в последнее время принцип "пушки вместо масла". И чем это может обернуться для такой народной отдушины мы видим на ярком примере витринных улиц Калининграда, завешанных нынче растяжками о распродажах всего задарма и продажах самих магазинов.
Кстати, "По итогам сентября 2019 года средний размер реальной заработной платы в Калининградской области сократился на 0,2% по сравнению с сентябрем 2018 года", - такие официальные данные приводит Росстат.
По итогам января-сентября 2019 года средние реальные зарплаты в области сократились на 1% к аналогичному периоду 2018 года. А вообще в 2019 году рост реальных зарплат фиксировался Росстатом только в январе.
А если не очень официально, то вы все сами знаете, так как это ощущаете каждый день на своем благосостоянии.
Иван КАРМАНОВ