Руины замка «Кёнигсберг». Ждем, когда рванет «мина замедленного действия»?

02 Октября 2018 01:16


На портале госзакупок объявлен аукцион по дальнейшей консервации объекта «Культурного наследия «Руины королевского замка», XIV-XVIII в.в.».

 

Победителю аукциона предстоит подготовить руины к обработке и нанесению специального камнеукрепителя «Реновир». По графику работы должны завершиться в декабре 2018 года.

 

Цена вопроса - более 800 000 рублей. Окончательная сумма будет известна после подведения итогов аукциона -  8 октября 2018 года.

 

Владимир Кулаков, известный калининградский археолог:

 

-  Я поддерживаю эти действия.  Если уж не собираются восстанавливать замок, пусть хоть руины приведут в нормальный вид. Это с одной стороны. Другое дело, что археологические работы там не закончены, и более восьмисот тысяч рублей будут затрачены на консервацию руин, окружённых недокопанными раскопами.

 

По мнению Владимира Кулакова, консервировать руины рано, надо завершить то, что было искусственно приостановлено в конце 2016 года.

 

- Ведь сегодня создается впечатление, что археологические работы завершены, все законсервировано и создан музей под открытым небом. На самом деле все не так.

 

- По уму надо завершить работы 2016 года, докопать «до материка», то есть  ещё уйти примерно на 5 м в глубину. Материк - это тот уровень земли, ниже которого человек не предпринимал никаких действий.


 

- В соответствии с существующими правилами методики археологических раскопок, любой раскоп должен докапываться до материка.  В нашем случае все нормы жесточайше нарушаются.

 

- Нарушен Федеральный закон № 73 в той части (ст. 45.1.10), где говорится о научной регламентации работ, с которой незавершенность выборки раскопов никак не согласуется. Это жесточайшее, грубейшее нарушение. За это человек может на всю жизнь лишиться открытого листа - лицензии на раскопки.

 

- Таким образом, с одной стороны, мы утрачиваем важнейшую научную информацию: мы никогда не узнаем, как выглядит низ фундамента строений Западного флигеля. С другой стороны, будущие археологи  видят, что закон можно нарушить и тебе за это ничего не будет.

 

Однако есть еще одна немаловажная деталь, которую можно сравнить с  миной замедленного действия.

 

- К западу от подвала флигеля протекает ручей, - продолжает археолог Кулаков. - Если бы раскопки были продолжены, его бы вскрыли и узнали, как он влияет на фундамент, подмывая его. Но мы этого уже никогда не узнаем. Не узнаем, как это впоследствии может отразиться на раскопе. Если развитие пойдет по худшему сценарию, вся законсервированная конструкция просто рухнет.

 

Знают ли о существовании ручья те, кто сейчас спешит музеифицировать остатки замка - большой вопрос. Скорее всего, нет. Хотя секрета из этого никто не делал.

 

- В 2004 году я вскрыл шурф, сейчас на этом месте стоит рекламный экран,  - вспоминает как это было Владимир Кулаков. -  Тогда я и вышел на этот ручей. В переводе со старонемецкого он называется «Рукав реки».

Я указал его в своем отчете за 2004 год.

 

- Но судя по тому, что сейчас происходит, этот ручей никто не принимает во внимание, - безнадежно вздыхает археолог Кулаков.

 

А зря. Профукать государственные деньги нам не впервой. Да и ответственности никакой. Тем более, неизвестно, когда эта бомба замедленного действия сработает: может быть, этого не увидят даже наши внуки. А может…

 

Майя БЛИНОВА



1624

Популярное

Мэр Алексей Силанов: «Я помню о барельефах к колонне на площади Победы».

Оформление стелы не закончено. Власть пообещала исправиться.

Королевский замок в Калининграде через пять лет будет поздно восстанавливать!
Кстати, фанаты ЧМ-18 могут упасть в раскоп Королевского замка. Кто ответит?
Руины Королевского замка на Королевской горе - руины разрушенной мечты
«Смотровая площадка археологических раскопок «Королевский замок Кёнигсберга».