Алкоголизм. Стоит знать, что факторы семейного неблагополучия являются наиболее опасными

06 Октября 2022 10:10

В работах современных наркологов и специалистов, которые работают в области профилактики алкоголизма среди детей и подростков, подчеркивается, что наряду с биологическими факторами риска, приводящих к формированию зависимости, также выделяются социальные и психологические факторы, а также влияние коммуникации и окружающей среды.

 

Социальные факторы для характерного поведения - это условия жизни человека в различных социальных сообществах и особенности их функционирования, которые способствуют вовлечению в зависимости подростков и молодежь. Различают два уровня социальных факторов – макро-и микросоциальные.


Макросоциальные факторы риска – это традиции общества, связанные с употреблением алкоголя, ухудшение социально-экономической ситуации в стране в целом, ценностный плюрализм, доступность алкоголя, мода на его употребление, лояльность закона об отношении к злоупотреблению алкогольными напитками и т.д.

 

Микросоциальные факторы риска – условия, характеризующие ближайшее окружение ребенка и подростка: семья, образовательное и досуговые учреждения, ближайшее социальное окружение, местное сообщество и т.д.

 

Разумеется, наиболее значимое место в развитии ребенка как личности, в том числе в его стремлении или нестремлении к распитию спиртных напитков, занимает семья. Она играет ведущую роль в развитии психологической самостоятельности как фундамента для его дальнейшего развития.

 

Немаловажен опыт наблюдения за членами семьи. Он может формировать определенные модели поведения. Нужно отметить, что семья, призванная формировать защитные механизмы против алкоголизма и его последствий, способна провоцировать зависимое поведение у ребенка, причем с самого раннего детства. И факторы семейного неблагополучия являются наиболее опасными.

 

К НИМ ОТНОСЯТСЯ:

 

Ø                      Злоупотребление алкоголем в семье; в случаях ведения родителями подобного образа жизни у ребенка происходит формирование установки, что данное поведение является допустимой нормой.

 

Ø                      Дисфункциональная семья. Известна взаимосвязь между риском приобщения ребенка к злоупотреблению алкоголем и дисфункциональными типами воспитания, такими, как гипер- или гипоопека, противоречивое воспитание, завышенные требования и т.д. В связи с этим, особую значимость приобретает эмоциональная функция семьи, проявляются ли в ней симпатии, уважение, признание, эмоциональная поддержка друг друга, психологическая защита. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления, как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающими, как следствие, тяга к алкоголю.

 

 Ø                      Семья, где воспитывается ребенок, неполная, и у взрослого члена семьи отсутствует понимание специфики его воспитания в таких условиях, и нет поддержки со стороны ближайшего окружения - родственников, соседей, местного сообщества и т.д.

 

Ø                      Конфликтная семья. Атмосфера в такой семье порождает комплекс психологических проблем у ребенка, что способствует «уходу» в алкоголизацию от реальной ситуации, с которой ему не справиться.

 

Ø                      Семья, в которой насилие (эмоциональное, сексуальное, физическое) является обыденным.

 

Ø                      Постоянная занятость родителей, невнимательное отношение к детям, приводящие к потере доверительных отношений.

 

Ø                      Отсутствие доверительных отношений с родителями.

 

Ø                      Социально-коммуникационные факторы риска связаны с взаимодействием детей со сверстниками, в школьной жизни и обществе. В образовательной среде факторами риска являются чрезмерно робкое или агрессивное поведение в классе, неудачное участие в школьных мероприятиях, неспособность справиться с общественными задачами, принадлежность к «отвергнутым» или тем, кто, находится в контакте с такими детьми и подростками; позитивное отношение к употреблению алкоголя в школе и обществе.

 

Ø                      Социально-средовые факторы риска. Среда проживания подростка – это место, где подросток проводит немалую часть своего времени. Особенно это касается детей, чьи семьи относятся к группам риска.

 

Вследствие слабого развития инфраструктур микрорайонов, дефицита квалифицированных специалистов по внешкольной работе с подростками (тренеров, ведущих клубы по интересам и т.п.) у последних зачастую значительно ограничен выбор места и способов конструктивного проведения свободного времени.

 

Дети реагируют на отсутствие цивилизованного «пространства для развития» уходом в подвалы, экспериментированием с алкоголем и наркотиками, криминальными «играми» и поступками.

 

К социально-средовым факторам риска нужно отнести и те, что влияют на сознание молодых людей, которые под их воздействием начинают употреблять алкоголь и наркотики: их доступность (к примеру, в игровых клубах), инновационные формы торговли средствами зависимости, скрытая реклама, направленная на убеждение, что алкоголь, табачные изделия и др., в общем-то, не являются чем-то неприемлемым, и т.д.



1333

Популярное

Алкоголь и автомобиль: сколько вешать в граммах
Казалось бы, все уже давно знают, что спиртное и автовождение две вещи несовместные... 
Мощный удар в молодой мозг. Подробно о вреде алкоголя для неокрепших организмов детей и подростков

Дети, употребляющие спиртное в школьные годы, в 20-25 лет уже лечатся от хронического алкоголизма

Медицинская компания «Новомед» предлагает ПЦР-тестирование прямо в аэропорту «Храброво»

Исследование в мобильной лаборатории в аэропорту «Храброво» проводится по паспорту (для взрослого) или свидетельству о рождении (для детей).