Как калининградцы боролись за больницу рыбаков (МСЧ №1) на Дмитрия Донского и победили чиновничий сговор

16 Февраля 2023 17:20




Еще в сентябре 2021 года наше издание "Караван-Здоровье" писало о том, что на конец 2021 года властями Калининградской области запланировано открытие нового лечебного корпуса Детской областной больницы (ДОБ) на улице Дмитрия Донского с современным оборудованием. 


Сегодня на дворе середина февраля 2023 года. И власти региона опять бодро рапортуют, что вот-вот уже возьмут и, не обращая внимания на "недовойну" на Украине со всеми сопутствующими ограничениями, таки введут ее в строй...

А пока давайте вместе вспомним о том, что тринадцать лет назад на месте этой 
затянувшейся стройки была известная всем медсанчасть № 1 (Больница рыбаков). Ее тогда бизнес-чиновники города и области успешно обанкротили, чтобы впоследствии продать под коммерческую застройку.

Однако горожанам вся эта возня властной братии не понравилась, они два года упорно 
отстаивали свою Медсанчасть и таки победили чиновничий сговор. 

Кстати, сегодня многие из нынешних калининградцев даже и не догадываются, кому обязаны тем, что их дети теперь смогут здесь лечиться. Но мы постараемся своим рассказом восполнить этот пробел в их памяти и напомним...



Почти два года назад, в начале сентября 2021 года, на борту СРТ-124 в Музее мирового 
океана прошло награждение ветерана рыбного флота Дмитрия Васильевича Ершова. Почетную грамоту областного парламента ветерану рыбацкой отрасли вручил тогда еще депутат и тогда еще областной Думы Михаил ЧЕСАЛИН.

Он назвал Дмитрия Ершова борцом за свободу. И это не случайно. С 2008-го по 2010-й годы, каждую пятницу Дмитрий Ершов вместе с калининградскими общественниками стоял с плакатом у здания правительства на Дм. Донского, 1, защищая от скрытой продажи здание и территорию рыбацкой медсанчасти № 1.

Понятно, что без воспоминаний о том времени на церемонии награждения не обошлось. Бывшее здание Больницы рыбаков, как тогда называли медсанчасть № 1, сегодня это, как говорят, будет современный лечебный комплекс Детской областной больницы, открытие которого запланировано теперь уже на конец весны 2023 года.



И это очень радостно, но могло быть и иначе, если бы события 13-летней давности пошли по худшему сценарию. Впрочем, об этом изданию «Караван-Здоровье» рассказал сам Михаил Чесалин:

- Решение о ликвидации больницы было чудовищным. Никаких объективных причин для этого не было. Наоборот, в то время медсанчасть № 1 относилась к числу элитных. Нужно было очень хорошо постараться, чтобы туда попасть, если ты не рыбак, не моряк, не ветеран и пр.

- Там вели прием лучшие урологи, гинекологи, там был единственный в системе бюджетного здравоохранения аппарат для бесконтактного дробления камней в почках - литотриптер. А незадолго до описываемых событий стационар больницы, который находился в этом же здании, был капитально отремонтирован. Там даже еще не успели разместить больных.

ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК С ВИДОМ НА РЕКУ


Напомним, в 2007-м году в ту пору губернатор Георгий Валентинович Боос продавил через мягкотелую областную Думу закон об одноканальном подушевом финансировании в системе образования и здравоохранения.



Суть такова: поликлиника получает столько денег, сколько населения к ней приписано. Это оказалось слабым местом для поликлиники МСЧ № 1. Ведь в большей части она была стационаром, а к поликлинике был прикреплен лишь немногочисленный спецконтингент. Это обстоятельство стало поводом в 2008-м году объявить МСЧ № 1 банкротом.

М. ЧЕСАЛИН: - Коллектив больницы не стал ждать краха, сложа руки, и собрал документы, доказывающие и показывающие, что в финансовом плане МСЧ № 1 вполне успешное учреждение. Даже без бюджетного финансирования, лишь на платных услугах, которые там оказывались.

- Тем не менее, процедура ликвидации была запущена. Поговаривали, что земельный участок под медсанчастью готовят для продажи г-же Елене Батуриной (миллиардерша и супруга бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова - прим. ред.). Место-то очень хорошее: тихое, зеленое, с верхних этажей открывается вид на реку, на порт.



- Вскоре весь имущественный комплекс плюс 4,5 га земли были выведены из системы 
здравоохранения области. Так же подготовлен проект договора о продаже. Цена вопроса - менее 7 млн рублей. Забегая вперед, скажу, что вернули МСЧ № 1 на баланс со стоимостью 270 млн рублей. Разграбленную и разрушенную.

 - В то время я был действующим депутатом калининградской областной Думы. В составе партии «Патриоты России» активно занимался различными социальными вопросами в регионе. 

- Люди знали нас как организаторов митингов, пикетов. Поэтому для нас было неудивительно, что персонал больницы рыбаков попросил нас помочь им организовать пикет против планов областного правительства закрыть больницу.

- Мы откликнулись, а вскоре и сами активно включились в эту протестную работу. 
Еженедельно перед окнами здания областного правительства на Дм. Донского, 1, стояли 
медики, которых к тому времени отправили в неоплачиваемый «простой», рыбаки и просто неравнодушные люди. Каждую пятницу в течение двух лет.



- Местная власть требования горожан игнорировала. Но федеральная обратила внимание. Здесь надо уточнить, что только уличными протесами мы не ограничивались: публиковали пресс-релизы с выкладкой фото и видео-документов, писали письма во все инстанции и получали отписки.

- Но однажды одно из таких писем по моей просьбе известная правозащитница Людмила Алексеева передала лично в руки президенту Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Вскоре в Калининград приехали Илья Клебанов (ныне житель Израиля - прим. ред.) и Михаил Зурабов. Из уст губернатора Георгия Бооса они получили всю «правдивую» информацию о состоянии областного здравоохранения и вполне себе удовлетворенные уехали.

- Я снова написал президенту Медведеву, описав работу его посланцев, как это было на 
самом деле. На этот раз письмо попало адресату благодаря Элле Панфиловой, которая тогда занимала пост председателя Совета по правам человека при президенте России.



РАСПЛАТА


М. ЧЕСАЛИН: - После этого в Калининград приехали уже представители Контрольно-
ревизионного управления при Президенте. Итогом их работы стали два уголовных дела против тогдашнего министра облздрава Елены Клюйковой. Министр была уволена, а тогдашний калининградский губернатор Георгий Боос вынужден был вернуть здание Медсанчасти № 1 в систему здравоохранения.

- Его присовокупили к Детской областной больнице (ДОБ). К этому времени здание было 
разграблено, разрушено, все оборудование растащили/разворовали. Литотриптер впоследствии оказался на свалке. Третий этаж так залили водой из пожарного гидранта, что на нижних этажах рухнул потолок и т.д.

- Только одно здание не пострадало – поликлиника плавсостава, где потом находилось 
учебное анатомическое отделение медицинского института БФУ им. И. Канта.

- Пришедший на смену заезжему Георгию Боосу местный Николай Цуканов дал команду отремонтировать поликлиническую часть теперь уже Детской областной больницы. На ее открытии Цуканову вручили ножницы для торжественного перерезания ленточки, но он их тут же передал мне. Было приятно. 



От себя отметим, что эхо тех лихих дней еще долго будет аукаться калининградцам!

По словам бывшего капитана КБРФ Валерия Тушинова, многие рыбаки-ветераны сегодня могли бы получать гораздо большую пенсию, если бы в свое время их медицинские карточки по вине областных чиновников не оказались в мусорном контейнере, который распотрошили и сожгли бомжи. А ведь эту больницу строили на рыбацкие деньги!

М. ЧЕСАЛИН: - Приятно, что мы смогли сохранить бывшую медсанчасть как лечебное 
учреждение, пусть и детское. Но за ветеранов-рыбаков все-таки обидно.

Майя БЛИНОВА





533

Популярное

Военный госпиталь Балтфлота в Калининграде открыт и доступен для гражданских по полису ОМС

Госпиталь Савулькина сегодня он является современным многопрофильным лечебно - профилактическим учреждением с эффективной системой оказания медпомощи.

Областная больница. Урологическая операция в 3D-формате. Репортаж из операционного блока.

У таких операций свои особенности: нет больших травматичных разрезов, меньше кровопотеря и это положительно влияет на лечения онкобольного.

Один день из жизни приемного покоя БСМП. «Здесь много не говорят, здесь врачи берут и делают».

«Лучше туда не попадать», - скажут те, кто хоть однажды привозил туда родственника или сам поступал по «Скорой».